Сон
Что происходит во время сна?
Во время сна, несмотря на неподвижность тела, отсутствие контакта с окружающим миром, закрытые глаза и т. д., в организме человека совершаются активные, жизненно важные процессы.
Быстрый и медленный сон
Чем быстрый сон отличается от медленного?
Во время медленного сна электромагнитные колебания, излучаемые мозгом, становятся медленными, с большой амплитудой. При этом мышцы находятся в расслабленном состоянии, наблюдается ровное дыхание, замедленное сердцебиение, неподвижность глазных яблок.
Для быстрого сна характерны быстрые электромагнитные колебания малой амплитуды. В период быстрого сна возникают движения глаз, повышается кровяное давление, учащаются пульс и дыхание, усиливается обмен веществ.
Значение сновидений
Каково значение сновидений?
Сновидения — это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях. Вопрос о значении сновидений до сих пор остается открытым.
Потребности человека и животных
Чем отличаются потребности человека и животных?
У человека наряду с потребностями, обеспечивающими физическое существование (в пище, воде, общении, продолжении рода, безопасности и т. д.), имеются духовные потребности (в творческой деятельности, признании результатов своего труда, искусстве и т. д.) и потребности в предметах, созданных человеческой цивилизацией.
Базовые и вторичные потребности
Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека.
Базовые потребности (связаны с обеспечением жизнедеятельности организма): потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и др. Вторичные потребности (связаны с поведением человека в обществе): потребность в учебе, работе, творчестве, искусстве и др.
Факторы формирования потребностей
Какие факторы влияют на формирование потребностей?
На формирование потребностей влияет уровень развития общества, материальный достаток семьи, мода на те или иные предметы потребления.
Роль речи в организации трудовой деятельности
Какова роль речи в организации трудовой деятельности?
С помощью слов люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми, делиться знаниями, приобретать новые знания, навыки и умения.
Формирование внутренней речи
Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет?
Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики — команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции становятся такими длинными, но вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение. Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения.
Познавательные процессы
Какие психические процессы относятся к познавательным?
К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.
Объект и фон восприятия
Что мы относим к объекту восприятия, а что — к фону?
К объекту восприятия можно отнести предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания. Все прочие в данный момент предметы служат фоном восприятия.