Объективное и субъективное восприятие
Различают объективное и субъективное восприятие. Когда человек точно описывает факты, то он использует объективное восприятие. При субъективном восприятии человек описывает (воспроизводит) не столько факты и события, свидетелями которых он был, сколько свои переживания по поводу этих событий. Понять из такого рассказа что-либо конкретное невозможно.
Значение речи при запоминании и воспроизведении
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память значительно более устойчива, когда опирается на речь. С помощью речи усиливается запоминание и последующее воспроизведение полученной информации.
Краткосрочная и долговременная памяти
Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память. В первом случае в системе цепей нейтронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором — вырабатываются химические вещества, которые направляют возбуждение по нужным каналам связи.
Воображение
Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе переработки уже имеющихся образов и впечатлений.
Активное и пассивное воображение
Активное воображение — воображение, которое позволяет человеку до начала его работы представить то, что получится в результате. Пассивное воображение — воображение, которое подменяет собой активные действия, по существу — это мечтания.
Связь мышления с речью
Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, так как является средством выражения и сообщения мыслей. Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д.
Основные качества ума
Ум — совокупность индивидуальных особенностей мышления. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициативность, избирательность — основные качества ума.
Волевые действия
Волевые действия — это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.
Побудительная и тормозная функции воли
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную (к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.
Внушаемость и негативизм
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости. Если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.